ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
(1938–1980)






ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
(1938–1980)
На этой неделе поэту, актёру и певцу Владимиру Высоцкому исполнилось бы 80 лет.
ЦИФРЫ
более 1000 песен

29
фильмов
15
спектаклей

11
радиоспектаклей

БИОГРАФИЯ
25 января 1938
Родился в Москве в коммунальной квартире на
1-й Мещанской улице. Отец Семён Владимирович был военным связистом, полковником, мать Нина Максимовна работала переводчиком с немецкого языка.

1941
С началом войны Владимир вместе с мамой уехал в село Воронцовка Оренбургской области, где они прожили 2 года. После эвакуации вернулись в Москву, а еще через 2 года родители Высоцкого развелись.
1945
Пошёл в первый класс школы №273 Ростокинского района Москвы.
1947
С отцом и его новой семьей уехал в Германию.
1949
Семья Высоцких вернулась в Москву, поселилась в Большом Каретном переулке. Владимир поступил в пятый класс школы №186.
1953
Высоцкий начал посещать драмкружок в Доме учителя под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова.
Сентябрь 1955
По наставлению родственников поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, после первого семестра бросил учебу.
1956
Поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ. Приемная комиссия оставила запись: «Слух — хороший, ритм — хороший, певческого голоса нет».
1959
Первая театральная работа Высоцкого. В учебном спектакле «Преступление и наказание» он сыграл роль Порфирия Петровича.
1959
Дебютировал в кино. Сыграл эпизодическую роль — студента Петю в фильме Василия Ордынского «Сверстницы».
1960
Окончил курс Павла Массальского Школы-студии МХАТ.
Весна 1960
Женился на Изе Жуковой, с которой познакомился на первом курсе МХАТ (развелся через 5 лет).
1960–1962
Работал в Московском театре имени А.С.Пушкина. Играл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке Аксакова, а также ещё около десяти эпизодических ролей.
1961
Во время съёмок фильма «713-й просит посадки» Высоцкий познакомился со своей второй женой — актрисой Людмилой Абрамовой.
1962–1964
Работал в Театре миниатюр.
1962
Абрамова родила Высоцкому сына Аркадия. Через два года — Никиту.
1963
Вышли первые студийные записи песен Высоцкого.
Осень 1964–1980
Высоцкий работал в труппе Московского театра на Таганке под руководством Юрия Любимова.
1965
Женился на Людмиле Абрамовой (развелся через 5 лет).
1968
Вышла первая пластинка Высоцкого с песнями из кинофильма «Вертикаль», где он сыграл главную роль.
Декабрь 1970
Женился на французской актрисе Марине Влади.
1975
Первый и последний раз при жизни Высоцкого его стихотворение «Из дорожного дневника» было опубликовано в советском литературно-художественном сборнике «День поэзии» (1975).
13 февраля 1978
Приказом Министерства культуры СССР Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, он был признан «певцом-профессионалом».
25 июля 1979
Во время гастролей в Бухаре Высоцкий пережил клиническую смерть.
2 июня 1980
На концерте в Калининграде Высоцкому становится плохо.
16 июля 1980
Высоцкий дал свой последний концерт в подмосковном городе Королёве, который в то время носил название Калининград.
18 июля 1980
Высоцкий последний раз появился в роли Гамлета в Театре на Таганке.
25 июля 1980
Высоцкий скончался во сне от острой сердечной недостаточности.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
Как выбирали имя
Если бы родилась дочка, Нина Высоцкая назвала бы её Алисой. Но родился сын. Для мальчика родители имя не придумали. Перебирали разные варианты: Алексей, Борис, Всеволод... Но выбрать никак не могли. Решение приняли соседи Высоцких по коммуналке. Они передали Нине в роддом поздравительную открытку, на которой было написано: «Мы, соседи, поздравляем Вас с рождением нового гражданина СССР и решили назвать мальчика Олегом. Олег — предводитель Киевского государства!» Высоцкие мудрого совета не послушались. Они решили назвать сына Владимиромв честь деда со стороны отца. И этим слегка обидели соседей. Семилетняя Света Жбанкова из 27 комнаты даже забрала обратно подушечку, подаренную малышу. А мальчишки с этажа и вовсе две недели Высоцких бойкотировали. Но потом мальчика полюбили. Он был красивым ребёнком, с золотыми локонами и длинными пушистыми ресницами. А ещё он был последним, кто родился в этой коммуналке до начала войны.
Источник:https://www.dv.kp.ru

Из детства...
Высоцкий был добрым ребенком. Он раздавал другим всё, что у него было. Особенно он любил дарить «подарки» маме: часто прятал кусочек хлеба в её карман, чтобы обрадовать после работы. Это качество он сохранил на всю жизнь.
Низкий голос и особенный тембр были у Высоцкого с детства. Когда Вова разговаривал по телефону, его часто принимали за взрослого. Однажды учительница попросила Высоцкого-второклассника спеть на уроке песню. Но допеть её Владимир не смог. Учительница выгнала его из класса и поставила двойку. Она решила, что мальчик издевается и специально понижает голос.
Источник:https://agesmystery.ru

Володя Высоцкий в детстве
Письмо из Германии
В 1947-м году отец Владимира Высоцкого, Семён Владимирович, получил назначение в группу советских войск в Германии. К тому времени родители Высоцкого развелись, и вопрос, с кем останется ребенок, вызывал много споров. Решили, что пока Вова поживет с отцом и его новой женой Евгенией Степановной в городе Эберсвальде. Майор Высоцкий получил трёхкомнатную квартиру. У Володи появилась даже отдельная комната. В Германии он прожил два года. За это время научился играть на аккордеоне и ездить на велосипеде. О том, что происходит у него в жизни, он писал маме в письмах:
Здравствуй дорогая мамочка.
Живу хорошо, ем чего хочу. Мне купили новый костюм. Мне устроили имянины, и у меня были 8 детей. Учусь играть на аккордеоне.
Занимаюсь плохо, в классной тетради по письму у меня 5 двоек, учительницу я не слушаю, пишу грязно и с ошибками. Таблицу умножения забыл. Дома занимаюсь с тетей Женей и поэтому в домашней тетради двоек нет. Папа меня за двойки и невнимательность ругает, говорит, что перестанет покупать подарки. Я тебе и папе обещаю учиться хорошо.
Целую тебя. Вова.
Высоцкому 9 лет (орфография и пунктуация автора сохранены)
Новиков В. Высоцкий. — М.: Молодая гвардия, 2013.
Театральный
После школы Высоцкий по настоянию отца поступил в МИСИ. Встретить новый 1956-й год Владимиру и его другу Игорю Кохановскому пришлось за чертежами. Закончить работу надо было срочно — без чертежей к экзаменационной сессии не допускали. Доделав чертёж, Высоцкий схватил пузырек с чернилами (по другой версии, недопитую кружку кофе) и вылил содержимое на свою работу. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё», — сказал он. На самом деле заявление об отчислении Высоцкого по собственному желанию подписали ещё 23 декабря 1955-го. Но легенда полюбилась поклонникам Высоцкого.
Источник: https://www.liveinternet.ru
Владимир Высоцкий с другом Игорем Кохановским
Первая песня
Первая песня Высоцкого — «Татуировка», она появилась при забавных обстоятельствах. Летом 1961-го года он ехал в одном из ленинградских автобусов. Напротив него в транспорте стоял мужчина в расстёгнутой рубашке, из-под которой виднелась татуировка — рисунок красивой женщины. А под ней подпись: «Люба, я тебя не забуду». Тогда Высоцкому пришла в голову мысль написать песню с этими словами. Правда, в тексте вместо Любы он использовал имя Валя: для рифмы.
Источник: https://v-vysotsky.com

Песня «Татуировка»
Это была первая песня. А потом, так как я учился тогда играть на гитаре, а чужие песни труднее разучивать, я стал писать свои. Вот так потихоньку дошёл до этой жизни.
Владимир Высоцкий
Право говорить «я»
Многие песни Владимира Высоцкого написаны от первого лица. Он отмечал, что ему «проще влезать в шкуру других людей и из неё уже разговаривать». Поэтому слово «я» — самое многозначное в песнях Высоцкого: «Я сам с Ростова, я вообще подкидыш…», «Я был слесарь шестого разряда…», «Я — самый непьющий из всех мужиков…», «Сто сарацинов я убил во славу ей…», «Я в деле, и со мною нож…» и так далее. Поэтому о биографии Высоцкого ходили невероятные слухи. Люди пытались докопаться до истины и буквально заваливали Высоцкого письмами с вопросами о том, что он делал, а что нет.
Песня «Сто сарацинов я убил во славу ей…»
Песня «Поездка в город» («Я — самый непьющий из всех мужиков…»)
Меня очень часто спрашивают в письмах, не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли, не сидел ли… Это все происходит оттого, что почти все мои песни написаны от первого лица: я всегда говорю «я», и это вводит некоторых людей в заблуждение… Там есть моё отношение, моё рассуждение, моё мнение о предмете, о котором я говорю с людьми. Это я не где-то вычитал, а сам так об этом думаю. Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «я».
Новиков В. Высоцкий. — М.: Молодая гвардия, 2013.
Бабуля
Высоцкий снимался в комедии «Штрафной удар». Съемки проходили осенью в пионерском лагере под Истрой. Как-то выдалось три дня без работы. Актёры хотели отдохнуть, но отпускать их никто не собирался. Высоцкий с коллегой всё равно махнули «в самоволку» прямо в киношной военной экипировке: в гимнастерках с кубиками на петлицах. Побродили по городу, отдохнули и решили на обратном пути свежими овощами запастись. Высмотрели домик с огородом, открыли калитку. И тут из домика выходит бабуля в платочке. Увидев кубики на петлицах, она кинулась на грудь актёрам и стала рыдать. Оказалось, у нее два сына погибли в сорок первом. Их фотографии висят в горнице, и они в формах точно с такими же кубиками. Бабуля угостила гостей ужином, и артисты допоздна слушали её рассказы. Ночевать остались на печке. А наутро поехали обратно в лагерь. С набитым крестьянской снедью платком.
Новиков В. Высоцкий. — М.: Молодая гвардия, 2013.

Эпизод из фильма В. Дормана «Штрафной удар» (1963)
Владимир Высоцкий и Марина Влади
После премьеры французского фильма «Колдунья» Марина Влади стала иконой для десятков тысяч зрителей: девушки хотели подражать ей, мужчины влюблялись. Владимир Высоцкий не стал исключением. После просмотра фильма он сказал, что женится на Влади, хотя они и не были тогда знакомы. Марина бывала в России очень редко, в основном по работе. Их первая встреча произошла в 1967-м году на Московском Международном кинофестивале. К этому времени и Высоцкий и Влади уже дважды были в браке и имели детей. В обычной жизни Владимир оказался не таким, как на сцене. Он вышел после спектакля просто одетым, вёл себя скромно. Влади не сразу его признала. Через три года Марина и Владимир официально оформили отношения. Влади уехала в Париж, а Высоцкому долго не выдавали визу. Им оставались лишь телефонные звонки и переписка. Разрешение на выезд Владимиру дали только через шесть лет после свадьбы.
Раззаков Ф. Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард. — М.: ТД Алгоритм, 2015.

Без неё, вне её —
Ничего не моё —
Невесёлое жильё.
И быльё — и то её.
Ё-моё...

Стихотворение Владимира Высоцкого «Марине»
Честные воры
Однажды гостиничный номер Высоцкого обокрали. Произошло это в Сочи. Из номера артиста исчезли зонт, джинсы и куртка. Причем в карманах последней лежали ключи от московской квартиры, паспорт и другие важные документы. Когда музыкант обнаружил пропажу, он сразу обратился в ближайшее отделение милиции. Ему обещали помочь. На следующий день он обнаружил в номере похищенную куртку и письмо: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».
Источник:https://www.kuban.kp.ru/daily

О «Военной песне»
В 1967-м году во время съёмок фильма «Вертикаль» Высоцкий подружился с режиссёром Станиславом Говорухиным. Дружба началась с потасовки в бильярдной, где Высоцкий с Говорухиным дрались спиной к спине. Во время съёмок приятели делили двухместный номер в гостинице на склоне Эльбруса. Однажды туда приехала группа немецких альпинистов. После встречи с ними Высоцкий написал «Военную песню» и показал её Говорухину. Но стоило Высоцкому напеть первую строчку, как Говорухин перебил его, заявив, что это старая песня баксанских альпинистов, которую местные знают с детства. Высоцкий пробовал было возражать, но Говорухин пропел все первое четверостишие, и Высоцкий совсем поник. Высоцкий весь день ходил расстроенный. Решил, что когда-то давно услышал баксанскую песню, а когда она ему вспомнилась — принял за собственное сочинение. Тут-то Говорухин и признался Высоцкому, что случайно увидел в их номере тетрадку с черновиком песни, выучил её, а потом решил разыграть товарища.
Источник:http://publication.dvorec.ru

«Военная песня»
Владимир Высоцкий и Станислав Говорухин
Высоцкий и машины
Страсть Высоцкого к иномаркам началась с машины Renault 16TS. Этот шестилетний подержанный седан был подарком Марины Влади. В 1971-м году она привезла машину из Парижа. Он стоил 3300 франков, в советских деньгах — 500 рублей. В те времена встретить иномарку на советских дорогах было практически невозможно. Высоцкий разбил машину в первый же день. Вся передняя часть автомобиля была смята при столкновении с автобусом. Ремонт стоил дорого, много времени занял поиск необходимых запчастей. Но машина в итоге была отремонтирована. Сразу после починки Высоцкий и Влади отправились на машине во Францию. Там её и продали.

Renault TS16
Следующей иномаркой стала BMW. Модель 2500v St Высоцкий купил в двух экземплярах: бежевого и серого цветов. По одной из версий, он купил вторую машину на запчасти. По другой, одна из BMW числилась в угоне. Поэтому Высоцкий ездил сразу на двух машинах, перевешивая номера с одной на вторую. Но одну из них всё же конфисковал Интерпол, а вторую Высоцкий опять продал в Париже.
Владимир Высоцкий с сыном Марины Влади Володей во дворе своего дома
После BMW Высоцкий пересел на Мерседес. Он купил его в 1976-м году. Автомобиль был настоящим эксклюзивом для Советского Союза: седан редкого даже для Европы цвета «голубой металлик». На таможне у Высоцкого возникли проблемы. Ему пришлось дать несколько бесплатных концертов перед советскими таможенниками, после чего ему разрешили выплачивать таможенную пошлину в рассрочку. В Москве мерседесы были только у Леонида Брежнева, поэтому автоинспекторы по привычке отдавали честь машине Высоцкого.
Высоцкий любил скорость и часто получал штрафы превышение. Гаишники охотились на его машину. Среди них даже были «личные штрафовальщики». Они считали делом чести поймать Высоцкого. Но среди работников ГАИ были и фанаты, которые меняли штраф на автограф. К сожалению, мерседес постигла участь остальных машин Высоцкого. 1 января 1980 года он врезался в трамвай. Мерседес был разбит.

Кадр из фильма «Спасибо, что живой»
Ещё один мерседес Высоцкий купил в Германии в конце 1979-го года. Это был двухместный Mercedes-купе 350 SLC желто-коричневого цвета. Но по Москве Высоцкому не удалось на нем проехаться: на магистрали Москва–Брест Высоцкий не справился с управлением и улетел в кювет. Машину восстановили только после смерти артиста. Её забрала Марина Влади.
Источник: https://www.obozrevatel.com

Mercedes 350 SLC
Высоцкий на факультете журналистики МГУ
17 мая 1979-го года Высоцкий приехал в телестудию факультета журналистики МГУ, чтобы записать цветное видеопослание для американского актёра и режиссёра Уоррена Битти. Видеопослание должно было стать своеобразным знакомством и одновременно кинопробами для фильма «Красные». Высоцкий неплохо говорил по-французски, но английского не знал. Тем не менее, пытаясь преодолеть языковой барьер, он произнёс несколько заученных фраз на английском. В результате получилось получасовое видео, в котором Высоцкий рассказал о себе и своей работе, прочитал два стихотворения Гудзенко из спектакля «Павшие и живые» и спел несколько своих песен. До адресата видеопослание так и не дошло, но позже, уже после смерти Высоцкого, его использовали в нескольких документальных фильмах о поэте.
Источник: http://russia.tv

Видеопослание Владимира Высоцкого Уоррену Битти
«Ну, погоди!»
Волка в культовом мультфильме «Ну, погоди!» режиссёр Котёночкин сначала предложил озвучивать Высоцкому. Низкий хриплый голос и обаяние делали Высоцкого очевидным выбором. Актёр засомневался, ведь в то время у него было много работы в театре. Но после прочтения сценария все сомнения отпали. Мультфильм так ему понравился, что Высоцкий захотел даже вставить в него свою музыку. Но взять Высоцкого на роль волка запретила цензура — его считали слишком одиозной личностью для озвучивания детского мультика. А вот Анатолия Папанова утвердили сразу же. Авторам мультфильма все же удалось оставить напоминание о Высоцком в двух сериях мультика. В первом выпуске Волк, взбираясь по верёвке на балкон Зайца, насвистывает мотив «Песни о друге» Высоцкого. Интересно, что впервые эта песня прозвучала в фильме «Вертикаль», где Высоцкий играл альпиниста. Этот же музыкальный отрывок звучит в десятом выпуске мультфильма.
Новиков В. Высоцкий. — М.: Молодая гвардия, 2013.
Похороны
Владимир Высоцкий умер в разгар Олимпиады-80, и власти хотели избежать большой огласки и возможных беспорядков. Некрологи народного кумира появились только в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия». Все остальные издания промолчали. На билетной кассе «Театра на Таганке» повесили скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один зритель не сдал билета на отменённый спектакль. А в день похорон перед зданием «Театра на Таганке» собралась сорокатысячная толпа. Люди заполонили не только улицу. Они свешивались из окон домов, наблюдали за похоронной процессией с крыш.
Источник: http://nsn.fm

Лучшие песни Владимира Высоцкого
ХУЛИГАНСКОЕ...
«Красное, зелёное, жёлтое, лиловое…» (1961)
Это первая песня, написанная Высоцким от имени вора. Тогда он жил в Ленинграде, где снимался в фильме «713-й просит посадку». По воспоминаниям его друга, Игоря Пушкарева, Высоцкий поначалу стеснялся своих песен и выдавал их за чужие. Есть версия, что песня навеяна встречей в Москве с Идой Жуковой, впоследствии ставшей первой женой Высоцкого.
«Я в деле, и со мною нож…» (1961)
Не все критики считают эту песню удачной. Многие считают её лубочной.

«Большой каретный» (1962)
Большой Каретный переулок находился в центре Москвы рядом с улицей Садово-Самотечной и Лиховым переулком. Высоцкий жил там некоторое время. В районе обитали и бывшие преступники. По воспоминаниям друзей, Высоцкий мог часами слушать рассказы «отдыхавших в раю», расспрашивать их о лагерном языке и быте. Сейчас на доме №15 висит мемориальная доска.

СКАЗОЧНОЕ...
«Про дикого вепря» («В королевстве, где всё тихо и складно…») (1966)
Эта песня одна из первых в творчестве Высоцкого на сказочную тематику. Есть версия, что он решил писать песни-сказки после того, как услышал песню «Маленький гном» своего друга Юрия Кукина.

«Песня-сказка о нечисти» (1966)
По стилю песня напоминает русские народные сказки-страшилки.
В черновиках песни есть куплет, который не вошёл в финальную версию:
Но, товарищи, об этом нам не надо забывать,
Ведь зловещие приметы появляются опять,
Атеизм от труда развивается,
Но история всегда повторяется!
Страшно, аж жуть!
Считается, что под «зловещими предметами» подразумевалось возвращение сталинизма. Высоцкий никогда этот куплет не исполнял.

«Песня о вещем Олеге» (1967)
Ещё одна ироничная вариация на тему стихотворения Александра Пушкина. Основную канву сюжета «Песни о Вещем Олеге» Высоцкий не меняет: Олег погибает от своего коня, как и в оригинале произведения. При этом Высоцкий вновь переносит современные реалии в сказочный мир. Олег в его переделке — деспотичный правитель. Он не слушает волхвов и в итоге погибает.

«Лукоморья больше нет» (1967)
Высоцкий представил её так: «Песня-антисказка, написанная против всех сказок, которые я написал до сих пор. Называется «Лукоморья больше нет»».
«Поездка Нечисти в город» («От скучных шабашей смертельно уставши...») (1967)
«О несчастных лесных жителях» («На краю края земли, где небо ясное…») (1967)
«Странная сказка» («В Тридевятом государстве…») (1970)
«Куплеты нечистой силы» («Я — Баба Яга, вот и вся недолга…») (1974)
ДЕТСКОЕ...
В 1976 году вышла музыкальная сказка «Алиса в Стране чудес» на музыку Владимира Высоцкого по мотивам одноимённой сказки Льюиса Кэрролла. Её выпустила студия «Мелодия» на двух грампластинках-гигантах.
БЫТОВОЕ...
«Песня завистника» («Мой сосед объездил весь Союз...») (1965)
Высоцкий рассказывал, что поводом к созданию песни стала реальная история. На одной из его коммунальных квартир у него было два соседа. Один был геологом, а другой — алкоголиком. Геолог очень много путешествовал, много работал и хорошо получал, чего нельзя было сказать о его соседе, который ужасно ему завидовал.

«Утренняя гимнастика» (1968)
Это одна из пяти песен Высоцкого, вошедших в спектакль Валентина Плучека «Последний парад» по пьесе А. Штейна. Также в постановке прозвучали песни «Цыганочка», «Москва — Одесса», «Корабли». У режиссёра даже возникла идея обыграть голос Высоцкого как трансляцию по радио. Но сделать этого не удалось. В итоге, песню исполняли актёры А.Папанов, Р.Ткачук, М.Державин.

«Песенка о слухах» (1969)
Эта песня была написана в один из самых тяжёлых периодов жизни Высоцкого. Он лежал в реанимационном отделении Института имени Склифосовского. Врач Е.Садовникова вспоминает: «Володя находился в очень тяжёлом состоянии: у него был тромбоз мелких вен предплечий, шалило сердце. Он то приходил в себя, то сознание его вновь сужалось. Ему нельзя было двигаться, резко подниматься, а он нервничал, торопился поскорее выписаться из больницы».
Февраль и всю весну у Высоцкого срывались спектакли, Марина Влади не могла постоянно быть с ним рядом. Всё это порождало слухи и сплетни. Они и послужили поводом к созданию песни.

«Диалог у телевизора» (1972–1973)
Это песенная пьеса для двух персонажей. Главные действующие лица — супруги Ваня и Зина. По сюжету они сидят у телевизора. Их беседа — череда бытовых вопросов и обсуждение программы циркового представления. Близкими по поэтике можно назвать песни «Инструкция перед поездкой за рубеж», «Письмо рабочих Тамбовского завода китайским руководителям», «Милицейский протокол».

«Дорогая передача» (1977)
У песни существует несколько названий: «Бермудский треугольник», «Канатчикова дача», но наиболее часто повторяемое, и правильное — это «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома». «Канатчиковой дачей» называли Московскую психиатрическую клиническую больницу №1. С 1922-го по 1944-й годы она носила имя П.Кащенко. По сюжету песни пациенты психиатрической клиники в письме жалуются на то, что главный врач их больницы Маргулис запретил им телевизор. Кстати, фамилия врача невыдуманная. Такая же была у хозяина квартиры в Енакиево, где жил Высоцкий.

ФИЛОСОФСКОЕ...
«Парус» (1967)
18 января 1967-го года состоялось одно из первых публичных выступлений Высоцкого в Ленинграде. Концерт проходил в недавно созданном клубе авторской песни «Восток», который находился в ДК пищевиков. Случайно это выступление было снято ленинградскими кинематографистами со студии кинохроники «Леннаучфильм». Фрагменты вошли в документальный фильм «Срочно требуется песня» С.Чаплина. Высоцкий считал это своим исполнительским дебютом в кино. Из всех песен в фильм вошла только «Парус, или Песня беспокойства» — так её представил сам Высоцкий. Позже он комментировал содержание песни так: «В ней нет сюжета, как в других моих вещах, есть просто набор беспокойных фраз. Это просто о всеобщей нашей ответственности и причастности ко всему, что происходит в мире».
Черновой вариант песни был написан ещё в октябре 1966-го года. Но дописана она была в ночь перед концертом в поезде в Ленинград.

«Охота на волков» (1968)
Впервые песня прозвучала 28 августа 1968-го года на банкете Театра Сатиры по случаю премьеры спектакля В.Плучека «Последний парад». Эта песня тяжело далась Высоцкому. Он писал её на съёмках фильма «Хозяин тайги» в селе Выезжий Лог (Красноярский край). По легенде, его друг В.Золотухин продал местным ребятам возможность залечь в кювете и посмотреть на живого Высоцкого. Тот узнал об этом на следующий день: «Что-то чувствовалось такое, когда писал под дулами этих глаз. Может, и всегда так? Вроде пишешь в одиночестве, а за тобой всё время следят — кто-то по-доброму, а кто и по-злому».
В 1968-м году в Театре на Таганке Ю.Любимов поставил спектакль «Берегите ваши лица» по стихам А.Вознесенского. Высоцкий должен был играть роль поэта и петь «Охоту на волков». Премьера состоялась 7 февраля 1969-го года. Всего было три показа. На последний прибыл министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев. Спектакль закрыли за «антисоветчину».

«Я не люблю» (1968)
Эта песня была ответом на вопросы, которые часто задавали Высоцкому: что он любит, чего не выносит и не приемлет.

«Кони привередливые» (1972)
Один из своих главных хитов, а также песни «Белое безмолвие» и «Баллада о брошенном корабле» Высоцкий написал для фильма «Земля Санникова» режиссёров А.Мкртчяна и Л.Попова, когда прошёл пробы на роль Крестовского. «Кони привередливые» стала единственной песней из всех трёх, которую Высоцкий написал по заданию. Заказчики хотели увидеть «песню о главном»: жизни, смерти, преодолении. Но ни одна из этих песен в фильм не вошла. Более того, на роль Высоцкого не утвердили. О нём вышла программа на «Голосе Америки» и «Немецкой волне», где его представили отъявленным диссидентом. В результате роль отдали О.Далю. Впервые зрители услышали песню на концертах Высоцкого. В 1975-м она вышла на двух пластинках. Через год прозвучала в спектакле «Там, вдали» московского Литературно-драматического театра при Всероссийском театральном обществе.

«Чужая колея» (1973)
Просто слушаем...

ЛЮБОВНОЕ...
«Она была в Париже» (1966)
Многие ошибочно приписывают эту песню впечатлению от знакомства Высоцкого с Мариной Влади. Но песня была написана за год до знакомства с Влади. А прототипом героини стала Лариса Лужина — они с Высоцким снимались в фильме «Вертикаль». Актриса участвовала в съёмках фильмов совместного производства и ездила по миру. А Высоцкий тогда за пределы Союза ни разу не выезжал. Лариса и её рассказы произвели на него большое впечатление. Кстати, в песне упоминаются и другие произведения Высоцкого — «Песня о нейтральной полосе», «Тот, кто раньше с нею был», «А счётчик щёлкает».

«Дом Хрустальный» (1967)
Впервые эта песня прозвучала в кинофильме 1968-го года «Хозяин тайги» в авторском исполнении. В картине Высоцкий играет бригадира сплавщиков Ивана Рябого. По сюжету он поёт эту песню под гитару и очаровывает героиню Л.Пырьевой. Помимо «Дома хрустального» Высоцкий написал для фильма ещё две песни: «На реке ль, на озере» и «Сколько чудес за туманами кроется». Но последняя в киноленту не вошла. По версии биографов Высоцкого, «адресатом» произведения на самом деле являлась Марина Влади. «Дом хрустальный» стала одной из немногих композиций Владимира Высоцкого, выпущенных «Мелодией» при его жизни. В 1970-х песня была записана с эстрадным оркестром «Мелодия».

«Песня о двух красивых машинах» (1968)
Эта песня отличается от привычной сдержанной любовной лирики Высоцкого. Она отражает тяжёлый период в отношениях Высоцкого и Влади. В 1980-м году эта песня в исполнении Марины Влади вошла в фильм «Точка отсчёта».
«Лирическая» («Здесь лапы у елей дрожат на ветру...») (1970)
Песня навеяна чувствами к Марине Влади.

«Баллада о любви» (1975)
Песня была написана для фильма «Стрелы Робин Гуда» в 1975-м году в Париже. Но в окончательную версию киноленты она не вошла. Зато вышла в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Текст песни впервые был опубликован в парижском сборнике «Песни русских бардов» ещё при жизни Высоцкого.

ПЕСНИ О ВОЙНЕ
«Штрафные батальоны» (1964)
Одна из первых военных песен Высоцкого. Она должна была войти в фильм «Я родом из детства», но в картину вошли только две строчки. Голосом Высоцкого их исполняет инвалид, который играет на гармошке.

«Письмо» («Полчаса до атаки...») (1967)
Песня была написана по просьбе режиссёра И.Добролюбова для фильма «Иван Макарович». Но в картину песня так и не вошла. Художественный совет был против сцены попрошайничества. Так говорил об этой песне сам Высоцкий: «Для фильма «Иван Макарович» я написал песню. Эту песню в фильме поёт мальчик под аккомпанемент гармошки. Мы этот эпизод снимали под Минском, на базаре. Женщины, которые продавали молоко, сметану — они все плакали. Ведь в Белоруссии погиб каждый четвертый человек».

«Як-истребитель» (1968)
Эта песня — часть дилогии «Две песни о воздушном бое». На концертах исполняется вместе с «Песней лётчика». Как рассказывал Высоцкий, эта песня на концерте произвела большое впечатление на одного старого лётчика, участника Великой Отечественной войны: «Володя, ты вроде как со мной в кабине сидел».
«Сыновья уходят в бой» (1969)
Эта песня и ещё две — «Песня о земле» и «Он не вернулся из боя» — были написаны Высоцким для фильма «Сыновья уходят в бой» дилогии В.Турова. Первая часть дилогии называется «Война под крышами».
Все три песни Высоцкий написал за одну ночь в дни отдыха от съёмок под Новогрудком в Беларусии.
«Сыновья уходят в бой» — одна из самых быстрых по темпу военных песен Высоцкого.
«Мы вращаем землю» (1973)
По рассказам Высоцкого эта песня была написана случайно. Тогда он снимался в фильме «Плохой, хороший человек». Изначально песня должна была войти в спектакль «Пристегните ремни» в Театре на Таганке. Она звучала в самом начале спектакля, когда Высоцкий проходил через зрительный зал и пел эту песню в образе солдата.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
«Я родом из детства» (1966)
Высоцкий сыграл в фильме танкиста Володю. По одной из версий, Высоцкий показал несколько своих песен режиссёру фильма В.Турову, и он выбрал «Братские могилы». Но, чтобы пройти цензуру, Туров отдал исполнение другому певцу — Марку Бернесу. По другой версии, Высоцкий сам предложил свои тексты Бернесу. В его исполнении песня стала мягче и душевнее. Кроме «Братских могил» в фильме прозвучали и другие песни Высоцкого: «В холода», «Звёзды», «Штрафные батальоны», уже в авторском исполнении. Все песни из кинофильма стали «официальным» признанием Высоцкого как автора-исполнителя — так он был указан в титрах. Через год текст песни «Братские могилы» был напечатан в журнале «Новые фильмы». Это была первая публикация Высоцкого в прессе.

«Вертикаль» (1967)
Фильм рассказывает о группе альпинистов, которые отправились на штурм непокорённой вершины горы Ор-Тау. Во время восхождения им приходит сигнал о бедствии: надвигается грозовой циклон. Связист решает скрыть от товарищей это предупреждение. По его вине вся группа оказывается в критической ситуации. В фильме прозвучало пять песен Высоцкого: «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек», «Военная песня», «Вершина» и «Прощание с горами». Ещё одна, «Скалолазка», в окончательную версию картины не вошла. Как и сцена, в которой её хотели использовать. Сам Высоцкий говорил про этот фильм:
«Это была моя первая картина в том смысле, что я там был, как автор (я впервые написал песни в этот фильм, как автор) — я был автором текста и автором музыки».
Фрагмент из фильма «Вертикаль» (1967). «Песня о друге» в исполнении Высоцкого.
Песня «Свои обиды каждый человек»
Песня «Вершина»
Песня «Прощание с горами»
Песня «Скалолазка»
«Короткие встречи» (1967)
Фильм Киры Муратовой стал популярным не сразу. Его отнесли к третьей прокатной категории и показывали только в клубах и небольших залах для кинолюбителей. Только спустя 20 лет, уже после смерти Высоцкого, его пустили в широкий прокат. Картину посмотрели более четырёх миллионов зрителей. Для этого фильма актёр написал три песни: «Дела», «Песня-сказка про нечисть» и «Песня о новом времени». Герой Высоцкого — геолог Максим. Он интересный, эффектный, легко относится к деньгам, играет на гитаре. В городе его ждёт жена Валентина. Она видит Максима урывками, никогда не знает, когда он приедет и когда уедет, но все же любит мужа. Вдруг к ней в квартиру стучится молодая провинциалка Надя. Она приехала искать Максима, в которого моментально влюбилась во время его геологической экспедиции. Скрыв своё изначальное намерение и разочарованеи, Надя начинает жить у Валентины под видом домоработницы.

Фрагмент из фильма «Короткие встречи» (1967).
«Интервенция» (1968)
Фильм был снят в 1968-м году. Но в Госкино на него наложили запрет, назвав «творческой неудачей», и фильм вышел в прокат только в 1987-м году. Первоначальным названием картины было «Величие и падение дома Ксидиас». Основа сюжета — одноимённая пьеса Л.Славкина, ставшая классикой советской драматургии. Действие происходит в 1919-м году, в Одессе. Главный герой Бродский, которого сыграл Высоцкий, является руководителем подпольной группы большевиков. Она занимается пропагандой среди иностранных солдат. Но однажды из-за доноса и неосторожности одного из подпольщиков их не арестовывают. Почти все песни для фильма написал Высоцкий, однако часть из них в окончательный вариант картины не вошла.

Фрагмент из фильма «Интервенция» (1968). Песня «Деревянные костюмы» в исполнении Высоцкого.
«Служили два товарища» (1968)
Фильм был снят в 1968-м году. В нём рассказывается о событиях Гражданской войны в России. В картине есть две параллельные сюжетные линии, которые пересекаются ближе к концу. Одна из них — о двух товарищах-красноармейцах, вторая — о белогвардейских офицерах. Высоцкий играет в фильме поручика Бруснецова. Несмотря на то, что он сражается на стороне белых, герой показан смелым, сильным и решительным человеком. Он очень привязан к своему коню Абреку, с которым прошёл через огонь и воду.

Кадр из фильма «Служили два товарища»
«Плохой хороший человек» (1973)
Фильм снят по повести Антона Чехова «Дуэль». Впервые он вышел на экраны в 1973-м году. Сюжет строится на противостоянии двух личностей: Ивана Лаевского, которого играет Олег Даль, и зоолога Николая фон Корена, героя Высоцкого. На V Фестивале наций в Таормине Высоцкий получил приз «Харибда» за исполнение лучшей мужской роли.

Фрагмент из фильма «Плохой хороший человек» (1973). Сцена разговора за обеденным столом.
«Единственная дорога» (1974)
Фильм был снят в 1974-м году совместно с югославской и советской киностудиями. Он рассказывает о событиях 1944-го года в Югославии. По сюжету фашистская автоколонна должна пересечь территорию, контролируемую югославскими партизанами. Чтобы обезопасить себя, вести машины посадили советских военнопленных. Шофёр и охранник скованы одной цепью. Задача партизан — уничтожить колонну, но спасти своих. Для фильма Высоцкий написал три песни: «Приговорённые к жизни», «Если где-то в глухой, неспокойной ночи» и «Расстрел горного эха». Из них в результате взяли только первую.
Фрагмент из фильма «Единственная дорога» (1974). Песня «Приговорённые к жизни» в исполнении Высоцкого.
«Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)
Фильм снят в 1975-м году. Основа сюжета фантастична: изобретено средство «законсервировать» человека на сто и больше лет, и тем самым перенести его в будущее. Главный герой — маленький человек, который не может реализовать себя из-за комплексов и страхов. Действие фильма происходит в Америке. Режиссёр считал наиболее удачным способом выражения авторской мысли сквозные баллады — приём, тогда широко используемый в американском кино. Но найти автора, способного справиться с этой задачей, было непросто. Решили обратиться к Высоцкому. Ему дали сценарий фильма, и уже через неделю он принёс семь готовых баллад. Позже были написаны ещё две. Из-за большого размера в фильм они вошли в укороченном варианте, а четыре баллады вообще исключили из итоговой версии. Местами стихотворные куплеты заменены на монологи.

Фрагмент из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975). Монолог Высоцкого от лица главного героя — мистера Мак-Кинли.
«Единственная» (1975)
Фильм снят по рассказу П.Нилина «Дурь» в 1975-м году. Высоцкий должен был играть в нём одну из ключевых ролей, но из-за плотного графика не мог приехать на съёмки. Тогда режиссёр И.Хейфиц решил снимать картину без него, отметив его место в кадре так, чтобы потом можно было доснять и смонтировать. Хейфиц также включил в фильм песню Высоцкого, причем предоставил ему самому выбрать, что именно он будет петь. В результате актёр выбрал песню «Погоня».

Фрагмент из фильма «Единственная»(1975). «Погоня» в исполнении Высоцкого.
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976)
Премьера фильма состоялась в 1976-м году. Картина снята по мотивам незаконченного произведения Александра Пушкина «Арап Петра Великого». Главного героя Ибрагима Петровича Ганнибала сыграл Высоцкий. Для съёмок на его лицо нанесли грим. Высоцкому эта роль очень понравилась. Идея сыграть «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире» пришлась ему по душе. Он настолько включился в работу, что за пару дней написал для фильма несколько песен. Правда, в картину они вновь не вошли. Режиссёр-постановщик решил, что они задают высоту, до которой фильму не дотянуться.

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Премьерный показ этого пятисерийного фильма, снятого по роману Братьев Вайнеров «Эра милосердия», состоялся в 1979-м году. Действие сюжета разворачивается в послевоенной Москве. Сотрудникам МУРа поручено расследование дел банды «Черная кошка», которая занимается грабежами и убийствами и считается неуловимой. В фильме Высоцкий сыграл одну из самых знаменитых своих ролей. Капитан милиции, начальник отдела по борьбе с бандитизмом Глеб Жеглов — личность противоречивая. С одной стороны, он борец за справедливость, главный враг преступности. С другой — в пылу своей нескончаемой битвы он запросто может отправить невиновного на верную смерть. Эта роль понравилась Высоцкому ещё при прочтении книги. Сразу после выхода романа он пришёл к братьям Вайнерам «застолбить Жеглова». В съёмках фильма он принимал участие не только как актёр, но и как режиссёр. Именно по его идее был создан образ карманника Кирпича, повешена фотография Вари на дверь (знак для Шарапова), а сцену с допросом Груздева вообще полностью поставил Высоцкий. «Место встречи изменить нельзя» — один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Он написал для картины несколько произведений, но режиссёр отказался включить их в киноленту. Он предложил актёру спеть отрывок из романса Вертинского «Лиловый негр», но Высоцкий долго не соглашался, не хотел петь чужое. В конце концов, после долгих уговоров, уступил. За создание образа Жеглова Высоцкому в 1987-м году посмертно присуждена Государственная премия СССР.

Фрагмент из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Сцена спора о милосердии.
«Дон Гуан» (1979)
Трехсерийный фильм «Маленькие трагедии» был снят в 1979-м году. Он посвящён 180-летнему юбилею Александра Пушкина и 150-летнему юбилею «Болдинской осени». В основу сюжета легли произведения цикла «Маленькие трагедии», написанные Пушкиным в Болдино. Высоцкий в этом фильме играл дона Гуана, покорителя женских сердец. В его исполнении герой полон жизни, мужественен, дерзок. Он не боится смерти и, понимая, какой гость ждёт его за дверями, смело делает шаг навстречу. Дон Гуан стал последней ролью Высоцкого в кинематографе.

Фрагмент из фильма «Дон Гуан» (1979).
В фильме «Стрелы Робин Гуда» С.Тарасова Высоцкий должен был сыграть роль Шута и исполнить шесть своих баллад. Однако Высоцкому нужно было уехать в Париж, в результате Шута сыграл Юрий Каморный. Зато с песнями, несмотря на многочисленные трудности, всё сначала шло хорошо. В Париже Высоцкий написал три баллады, по возвращении дописал остальные. В рекордные сроки придумали аранжировку и записались. «Баллада о двух погибших лебедях», «Баллада о ненависти», «Баллада о вольных стрелках», «Баллада о времени», «Баллада о любви», «Баллада о борьбе» составили смысловую основу фильма. Во время съёмок музыка Высоцкого звучала на площадке для создания нужной атмосферы.
Но цезура песни из фильма приказала вырезать. Причиной стали якобы слишком серьёзные для развлекательного кино тексты. Увидеть режиссёрскую версию фильма, куда вошли все шесть баллад, массовый зритель смог только в 1997-м году.
Четыре баллады («Баллада о вольных стрелках», «Балада о времени», «Баллада о любви» и «Баллада о борьбе») С.Тарасов использовал в 1982-м году в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», втором его фильме средневекового цикла.

Отрывок из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». «Баллада о борьбе».
ПРАВИЛА ЖИЗНИ ВЫСОЦКОГО
Я всегда ищу в людях только хорошее. Плохое они сами покажут.
Владимир Высоцкий
Поэт
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится.
Владимир Высоцкий
Поэт
Безразличие как дверь, что душу защищает от клеветы и злых людей.
Владимир Высоцкий
Поэт
Сильнее, чем измен, я боюсь только не узнать об изменах. Ужасно любить человека, который этого уже не заслуживает.
Владимир Высоцкий
Поэт
Счастье — это путешествие. Может быть, в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта… Какие-то поездки, но не одному, а вдвоем с человеком, которого ты любишь, мнением которого ты дорожишь.
Владимир Высоцкий
Поэт
О ВЫСОЦКОМ
К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но одно я знаю наверняка: мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы. И слышимость эта с годами не уменьшается, а увеличивается. Высоцкий писал очень личностные песни. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность — растерявшимся.
Но прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Кажется даже, что и пел-то он не песню, а — правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций — (то высоких, то нелепых), правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени.
Роберт Рождественский, поэт
«Вот Высоцкий, — сказал как-то один из его почитателей, — все его любят, все понимают, от кухарки до академика». Ему казалось, что сказанное возвышает поэта, но я не мог с ним согласиться, потому что «всеобщая любовь» — критерий подозрительный. Люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут; не умеющие самостоятельно мыслить его сарказма, его иронии не оценят; равнодушные ко всему, кроме личных проблем, — тревоги и боли его не поймут. Для них его поэзия, в лучшем случае, — пустое место, в худшем — как красная тряпка быку. Настоящий поэт рождается из духовных потребностей общества. Ими насыщена атмосфера. Чем острее они, тем резче и ярче голос поэта. Это размышление для способных размышлять, и огромная популярность В. Высоцкого явилась результатом не «всеобщей» любви, а признаком единомышленников.
Булат Окуджава, поэт
Владимир Высоцкий страшно спешил. Будто предчувствуя свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев написать что-то около тысячи песен. Его редко занимала конструкция, часто он только намечал тему и стремглав летел к следующей. Много россказней о его запоях. Однако мало кто знает, что он был раб поэтических «запоев» — по три-четыре дня, запершись в своей комнате, он писал как одержимый, почти не делая перерывов в сочинительстве. Он был во всем сторонник силы — и не только душевно-поэтической, но и обыкновенной, физической, которая не раз его выручала в тонком деле поэзии. Высоцкий создал совершенно неповторимый жанр личности, имя которому — он сам, и где равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи. Каждый из компонентов имел свои недостатки, но слившись вместе, как три кварка в атомном ядре, они делали этот жанр совершенно неразрываемым, уникальным.
Юрий Визбор, журналист, поэт
По творческому напору Высоцкий был редким и уникальным явлением. Неоднократно мне доводилось быть свидетелем того, как он работал круглыми сутками, по четыре-пять дней. Причем не просто работал, а выкладывался. Днем съёмка, вечером спектакль, да ещё какой! — «Гамлет» или «Галилей», ночью творчество за столом над белым листком, исписанным мельчайшими убористыми строчками. Два часа сна — и он готов к новому дню, полному разнообразных творческих напряжений, и так день за днем. По-моему, больше пяти часов он не спал никогда, кроме редких периодов полного расслабления, когда организм, казалось, освобождался от многомесячных накоплений усталости и сдержанности.
Александр Митта, режиссёр
Он был больше, чем просто муж. Он был хорошим товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе. И он рассказывал мне все о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и пел новые песни. Придет после спектакля домой уставший, измотанный, всё равно могли полночи болтать о жизни, о театре — обо всём. Наверное, в какой-то мере это объясняется тем, что мы не жили постоянно вместе. Разлуки помогают сохранить свежесть чувств и забыть мелочь житейских неурядиц. Хотя, с другой стороны, расставаясь даже на короткий срок, мы практически ни дня не обходились без телефонного разговора и вроде бы соскучиться не успевали. И все-таки влюбленность осталась.
Марина Влади, актриса (вдова Высоцкого)
Он сумел выразить какие-то глубокие мысли и идеалы, свойственные русской культуре, русскому характеру, каким-то нынешним претензиям молодежи. И даже обрисовал какое-то будущее... Поэтому я могу сказать, что я преклоняюсь перед талантом Высоцкого и скорблю о том, что мы никогда больше не услышим его песен. Для меня он неразрывно связан со своей гитарой, со своим голосом, со своей в высшей степени примитивной мелодикой — и всё это является неразделимым. Если кто-нибудь придумает музыку для его песен, если кто-то запоет его песни, то из этого ничего не выйдет. Но это моя точка зрения…
Андрей Тарковский, режиссёр
Писать о Владимире Высоцком непросто. Просто мне было петь о нем в 1980-м году и позже. Я сразу заметил — публике было неважно, что за песня, хороша ли, плоха ли мелодия, важно было о НЁМ! Тогда, когда нельзя, о НЁМ! Да и кто придумал: НЕЛЬЗЯ? Оказалось, можно. Можно, как он. Если честно, открыто, талантливо. Оттого и реакция, почти у любого, одна была: «Во даёт!». И он «давал». По негодяям и хапугам, по зарвавшимся начальникам и их лакеям, по трусам и предателям. И тут же война и проблемы культа личности, любовь и страдание от несвободы, и на все это свой личный взгляд и своя оценка, тут же становящиеся взглядом и оценкой многих и многих. Все уходят из жизни, но он ушёл слишком рано. Может, вовремя для себя, как для большого поэта, но не для нас, любящих его и желающих радоваться его искусству. Он оставил нам много песен. Песен разных: гениальных, талантливых, плохих, но никогда «никаких», и заодно только это мы сохраним имя Владимира Высоцкого в наших озаренных им душах.
Александр Градский, певец